Проект «Каракули»

Междисциплинарный проект, включающий графику, скульптуру и объекты на холстах с использованием проволоки, исследует сложные взаимоотношения эмоциональных состояний человека, находя им выражение в абстрактной форме. В основе проекта 30-дневный эксперимент с экспрессивной графикой, который раскрывает разнообразие и выразительность линии в передаче эмоций. Экспрессивное рисование здесь действует как автоматическое письмо, постепенно переходя в работах от плоской линии к объему скульптуры.



15 июня 2023 - 6 июля 2023 — прошла персональная выставка проекта, Санкт-Петербург, Открытые мастерские. Куратор — лектор Русского музея, член Ассоциации искусствоведов России Николай Кононихин. Вышла статья в ART Узел и интервью в Арт-журнале ОКОЛО.



Кураторский текст
Линия и эмоция всегда были в центре внимания художников-экспрессионистов, в том числе работавших в области абстрактного искусства. Точке и линии посвятил свой трактат Василий Кандинский. Пауль Клее любил «пускать линию на прогулку» – в виде девочки с косичками, намеренно предпочитая «детский» рисунок профессиональному.

Проект «Каракули» (2021) Ксении Воскобойниковой созрел в период рождения ребенка, грудного вскармливания, бессонных ночей и – о чудо! – появления первых каракулей малыша. Изо дня в день она стала делать свои «каракули» – спонтанные рисунки – отклики на текущее эмоциональное состояние, вызванное усталостью от хлопот материнства, вдохновенной работой над новыми проектами, стрессом и отупением от происходящих событий, или просветлением после очистительной медитации. «День как по щекам хлестал», – характеризует художник один из рисунков-дней, наполненных суетой и сумбуром. Понятно, что каракули каждый раз получались разные, причем наиболее интересные – после сильных стрессовых ситуаций и связанных с ними переживаний. Но было в них и нечто общее – «ноль-форм» (так назвала их Ксения) – они-то и стали предметом исследования, поиска присущих художнику пластических форм.

Переход от плоскости к объему – поначалу спонтанным выбросом струн сквозь поверхность холста, затем – целенаправленной работой со скульптурными формами, стал импульсом к рождению новой серии скульптур и объектов. В них автор как будто задается целью систематизировать непрерывный поток эмоций, чувств, переживаний, психологических состояний, вызванных ежедневными событиями (как это было в серии «Каракули»), в стройную систему более сильных психологических переживаний, выходящих за рамки обычных эмоций. И сделать это объемно, весомо, осязаемо – скульптурно-убедительно.

Начав с незамысловатых «каракулей» – материала по-детски несерьезного и даже профанного – Ксения Воскобойникова в последних своих работах поднялась до темы эпической и монументальной, несмотря на небольшой размер ее скульптур и объектов. Художественную образность и концептуальное мышление, что особенно отличает художника, она применила к проблематике, наиболее актуальной в наше время – эмоциям, психологическим переживаниям, фобиям и травмам, которые были табуированы в советское время, о которых не принято было говорить, тем более – создавать произведения искусства. Помимо яркого образного воплощения столь тонких, материально не осязаемых явлений как эмоции и психологические процессы, художник показал также глубокое погружение в научную проблематику, на освоение которой, включая восточные практики и вопросы психологии, было потрачено продолжительное время.


Куратор: лектор Государственного Русского музея,

член Ассоциации искусствоведов России, Николай Кононихин

Каракули

2022

Каллиграфический маркер

30 листов А4

Исследовательский материал
Эксперимент представлял собой серию из 30 экспрессивных рисунков, созданных в течение месяца с использованием одного цвета и одинаковых листов бумаги.

Каждая каракуля, несмотря на свою аскетичность, представляет стенографию состояния, событий дня и передатчик информации. Это экспрессивный отпечаток на бумаге, зафиксировавший конкретный день.

Изменятся ли каракули и будут ли они нести посыл, если рисовать их в зависимости от внутреннего состояния, избегая традиционных художественных приёмов? Этот проект — квинтэссенция моих исследований экспрессии, где каракули являются моим 0 форм, базовым элементом, изменяющимся от проекта к проекту и остающимся в центре моего изучения.

Смотреть исследовательский материал

Работы

2022
100*160 см
Шелкография на ткани, тиражные работы — 5 шт.
Календарь
В основе работы лежит исследовательский материал, включающий 30 ежедневных рисунков-каракулей, составивших «Календарь» (2022) — стенограмму эмоционального состояния художника. Скомпонованные в формате календаря и напечатанные на большом полотне методом шелкографии, они представляют картину событий не в контексте деловых встреч и планов, а через призму эмоций.

Смотреть исследовательский материал

2022
Керамика, Проволока, Глазурь, Сталь, Дерево
Рождение, Контроль, Выгорание
Серия скульптур «Рождение», «Контроль», «Выгорание» (2022) в полной мере реализует идею «эмоций в объеме». От бесформенного зарождения эмоций до попытки их полного и тотального контроля и, наконец, выгорания, когда уже не остается никаких эмоций.

2022
20*20 см каждый
Холст, акрил, проволока
Порванные струны
Продолжение размышления об объемности переживания и плоскости рисунка. Порванные струны— это контраст объема, построенный на привычном плоском холсте. От зарождения эмоций, их усиления, и потом порванности, как в крылатом выражении «меня порвало», — когда человек рассказывает о каких-то сильных впечатлениях. При этом порванные струны — словно порванные нервы, могут рваться как от положительных переполняющих эмоций, так и от негативных переживаний.
2023
После эмоций
Серия работ «После эмоций» (2023) возникла как естественный отклик на события последнего года-полутора, вызвавшие в каждом человеке смятение, страх, бурю эмоций, переживаний, невозможность преодолеть некий незримый барьер. Находиться в таком состоянии долгое время человек не в силах, последствиями столь сильных негативных эмоций становятся стресс, шок, опустошение, психологическая травма – они-то и стали объектами художественного воплощения.
2023
40*30*40 см
Холст, Акрил, Проволока
Травма
Работа «Травма» напрямую отсылает к психологической травме, которая была когда-то в прошлом, и которую залатали-зашили. Есть черные, грубые стежки, которые закрывают эту травму, но, однако, не закрывают ее полностью. Но есть и белая проволока – это новые эмоции, как будто не связанные с чем-то травматичным, с прошлыми событиями. «Здесь я играю на контрастах», – поясняет Ксения. – Как бы вам не казалось, что белая проволока не имеет отношения к черной травме, на самом деле она растет ровно из той же дыры и ровно из тех самых черных стежков. И хотя мы прикрываем их другими событиями, другими реакциями, но на самом деле, одно вырастает из другого».
2023
130*210 см каждый
Печать на виниловой ткани, Авторская подпись

Ясность в делах, Кардиограмма усталости
Эмоция как место локализации в теле человека что-то относительно маленькое по размерам, в то время как сила воздействия зачастую огромна. Гигантские каракули размером с человека — это метафора силы и масштаба эмоционального состояния человека. Художница выводит абстрактную линию внутреннего состояния в гигантский масштаб и сталкивает зрителя с тем, что больше его.
2023
Валентность отрицательная
Эмоции кратковременны и интенсивны, но их след часто сохраняется не только в ментальном, но и в физическом теле. Эта серия, созданная в резиденции Непокоренные в конце 2023 года, исследует эмоциональные следы в контексте телесной памяти, акцентируя внимание на их воздействии на женское тело.

В рамках работы над серией в качестве эксперта был привлечен психотерапевт, с которым были проведены глубинные интервью для углубленного анализа и сбора материала.





15 июня 2023 - 6 июля 2023 — состоялась персональная выставка проекта, «Каракули. Линии и эмоции», Санкт-Петербург, Открытые мастерские. Куратор — лектор Русского музея, член Ассоциации искусствоведов России Николай Кононихин.

Выставка получила 30 упоминаний в СМИ и более 50 гостей на вернисаже. Вышла статья в ART Узел и интервью в Арт-журнале ОКОЛО.

В рамках выставки прошла параллельная программа:
— Лекция-экскурсия куратора “Каракули как метод в искусстве”.
— Арт-медиация с художницей и artist talk.
Виды экспозиции, выставка «Каракули. Линии и эмоции»,
Санкт-Петербург, Открытые мастерские,
2023
Статья в ART Узел и интервью в Арт-журнале ОКОЛО.
Портфолио по запросу
Заполните форму, чтобы получить pdf-файл
Made on
Tilda